История колледжа

Все начиналось в далеком 1927 г. Тогда в Чите не было своего медицинского учебного заведения. К этому времени секция здравоохранения Читинского горсовета имела на своем балансе около 30 лечебно-санитарных учреждений, многие из которых были открыты во второй половине 20-х годов. В это время особо остро встал вопрос о кадрах средних медицинских работников. И 1 октября 1927 года в г. Чите был открыт медицинский техникум с тремя отделениями: акушерским с 2,5 годами обучения, сестринским с 2 годами обучения и ОХММ (охрана материнства и младенчества) с 2 годами обучения, которое вскоре было закрыто. Под техникум отдали хорошее кирпичное здание по улице Анохина (сейчас Анохина 47, корпус №2 Читинского медицинского колледжа). К моменту открытия в нем техникума дом арендовала русско-британская компания «А. Лопато и сыновья». К началу 1927 года фабрика была закрыта, здание капитально отремонтировано. Здесь и разместился техникум.

Первым директором техникума была Мария Абрамовна Стогний. Наша землячка, окончила Нерчинскую Гимназию, с 1922 по 1927 год училась в Московском медицинском институте, по окончании которого вернулась в Читу. Завучем был назначен К.М. Богатов, преподаватель математики. Преподавателями медицинских дисциплин были врачи города. Широко известный Аарон Леонтьевич Цейтлин, выпускник Томского университета, с октября 1899 года заведующий Читинской городской лечебницей. С именем этого гуманного, умного, энергичного человека связана история Читинской городской больницы. Блестящий хирург Владимир Феликсович Тальковский, выпускник Киевского университета, с 1924 по 1943 год – главный хирург Ленинской больницы. Антонин Евгеньевич Миловзоров – начальник окружного военного госпиталя.

В здании было оборудовано 3 кабинета: анатомо-физиологический, химико-физический, обществоведения. Трудно было директору и учащимся первого набора: не было учебников, штатных преподавателей медицинского профиля, поэтому приходилось заниматься только тогда, когда было свободное время у преподавателей и часто вечерами. В общежитии не хватало мест.

В 1930 г. состоялся первый выпуск медицинского техникума в количестве 34 человек. Распределение было по территории Сибири и Дальнего Востока. Торжественное собрание состоялось в клубе ДРП, где в своих напутствиях преподаватели Миловзоров А.Е., Богашев К.М. подчеркивали, что наряду с прямыми медицинскими обязанностями их ждет большая общественная и культурно-просветительная работа. Таким было начало.

В 1933 г. директор техникума Стогний М.А. перешла на работу в горздравотдел, директором техникума стал Иосиф Дмитриевич Кривоносенко. В 1935 г. техникум был преобразован в фельдшерско-акушерскую школу с двумя отделениями: фельдшерским и акушерским. С этого года за школой были закреплены учебные базы: городская терапевтическая больница, Ленинская хирургическая больница, центральная амбулатория, родильный дом и т.д.

В 1938 году школа заняла по успеваемости и другим показателям работы первое место среди средних медицинских учебных заведений РСФСР. Директор школы Кривоносенко И.Д. первым из директоров Российской Федерации был удостоен звания «Отличник здравоохранения». Все трудности и трагедии, которые переживала страна коснулись и нашей фельдшерской школы и только высокий патриотический дух, отличал учащихся ФАШ. Это был дух времени – все во славу Родины! Верили, гордились своей страной и в любой момент были готовы встать на ее защиту. Так, в боях на Халхин-Голе и озере Хасан участвовали преподаватели и учащиеся школы. Учащиеся последнего курса Буйницкая, Коровина и Забелина участвовали в этих событиях и были награждены орденом «Красной Звезды».

Когда началась Великая Отечественная война почти все преподаватели вместе с выпускниками 1941 г. ушли на фронт. Свою Родину защищали: выпускник 1941 г. Цынгуев Г.Д. (в 1956 г. Он окончил Московский медицинский институт им. И.И. Сеченова и многие годы работал главным врачом Агинской окружной СЭС), отличник здравоохранения Пинигина М.П., Федорова М.В., Хотько Н.П., Куклина Г.К., Нелюбина К.Г., Голобокова П.Л., Мыльников А.Н., Воронова Р.П., Протасова В.А., Мешанин И.

Вся работа учебного заведения в годы войны была перестроена на военный лад: овладевая профессией медика, учащиеся изучали военное дело, готовились стать радистами и телеграфистами. «Все для фронта! Все для победы!» — под таким девизом жила страна и наша школа. Слушая сводки Совинформбюро, здесь, в небольшом сибирском городе, вдали от фронта учащиеся школы делали все возможное и не возможное, чтобы приблизить победу. После занятий они дежурили на вокзале, встречали эшелоны с ранеными, работали в госпиталях, организовали художественную самодеятельность для раненых. В Чите работало 18 эвакогоспиталей. Учебная практика учащихся целиком проходила в госпиталях. По воспоминаниям выпускников военных лет, самыми страшными врагами для них был холод и голод, а не тот изнурительный труд по выхаживанию тяжелобольных.

В суровом 1942 году школу закончили супруги Николай Петрович и Валентина Яковлевна Мельниковы. Валентина Яковлевна была направлена в военный госпиталь №321 ЗабВО, где она простояла за операционным столом 35 лет. В этом же году получил диплом специалиста Агафонов Василий Алексеевич, в 60 – 80-е годы главный врач Читинской станции скорой помощи. В тяжелые военные годы директором и единственным штатным преподавателем клинических дисциплин была Агафонова Антонина Антоновна. Это одна из легендарных личностей нашего учебного заведения. Закончив, тогда еще, медтехникум, она поступила в Иркутский мединститут и после успешного окончания вернулась в родные стены. История нашего учебного заведения, начиная с 1938 года, связана с Антониной Антоновной. Более 40 лет своей жизни она отдала делу воспитания и обучения молодежи самой гуманной и благородной профессии.

Закончилась война и многие воспитанники в военных шинелях с наградами, закаленные и возмужавшие возвращались в стены родной школы, чтобы завершить свое образование. В послевоенные годы происходят изменения в жизни фельдшерской школы. Пришли работать новые преподаватели, директором был назначен бывший фронтовик Александр Александрович Корнилов, который долгие годы оставался на этом посту, а Антонина Антоновна будет работать завучем и преподавать анатомию.

В 1954 г. фельдшерско-акушерская школа преобразована в многопрофильное медицинское училище и с этого времени оно стало выпускать фельдшеров, акушерок, медсестер общего профиля, детских медсестер, санитарных фельдшеров, фармацевтов, лаборантов и зубных техников.

В 1963 году на базе училища было открыто вечернее отделение медицинских сестер для лиц, работающих в лечебно- профилактических учреждениях города. Заведующей вечерним отделением в течение нескольких лет была Савлук Н.С., а с 1987 по 2005 гг. руководила вечерним отделением Дубинникова И.И.

В конце 60-х – начале 70-х годов директором училища был Гаспарян М.М., который много сделал в плане улучшения материально-технической базы и быта студентов, он буквально «пробил» строительство 5-этажного студенческого общежития. Трагическая гибель прервала жизнь этого замечательного человека.

В 1979 г. медицинское училище было реорганизовано в Читинское базовое медицинское училище, в этот период директором работал Дейков В.Н., заместителем директора по УВР – Хохрякова В.Ф., заместителем директора по практическому обучению – Сергеева З.Ф., методистом – Горина Э.И. Училище стало методическим центром для медицинских училищ области: Балейского, Борзинского, Петровск-Забайкальского.

В 90-е годы в стране произошли кардинальные социально-экономические и структурные преобразования, которые коснулись и нашего учебного заведения. В апреле 1992 года приказом Министерства здравоохранения России Читинское медицинское училище получил статус – колледжа. Этому событию предшествовала огромная работа: была проведена аттестация преподавателей, разработаны авторские программы, методические пособия. Обучение стало многоуровневым: лицеисты, студенты базового обучения, студенты повышенного уровня обучения (вторая ступень). Директором училища, а впоследствии колледжа была Жебелева М.П. – выпускница училища 1959 г., заслуженный учитель России, отличник здравоохранения Читинской области.

В 1992 году колледж получил новое здание по улице Анохина 71, бывшее здание обкома комсомола Читинской области. Оно стало административным корпусом колледжа.

На базе нашего колледжа была проведена огромная работа по внедрению российской модели сестринского дела в учебный процесс. У истоков этого движения стояли Вишнякова В.А. – главная медсестра Читинской области, директор колледжа Жебелева М.П. и преподаватель терапии, в последствии «сестринского дела в терапии» — Папук Е.М. Они приняли участие в августе 1993 г . в работе первой Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела в Голицино, где были разработаны философия сестринского дела и стратегический план реформирования сестринского дела в России. В этом же году они прошли стажировку в американских университетах. С 1993 по 1997 гг. в рамках проекта «WorldVisionInternational. Новые сестры для новой России» были разработаны региональные стандарты практической деятельности медицинских сестер разных специальностей. Начался период внедрения сестринского процесса в образование, а затем в практическое здравоохранение.

В начале 2001г. директором колледжа был назначен Яковлев М.И., который проработал в этой должности один год.

В 2002 году колледж возглавила Катаева Неонила Георгиевна – почетный работник общего и профессионального образования РФ, заслуженный работник здравоохранения Читинской области, депутат городской Думы. Это требовательный и целеустремленный человек. Энергия и хорошие организаторские способности позволили ей достичь многого: расширены учебные площади за счет дополнительных учебных корпусов, во всех корпусах и в общежитии сделан капитальный ремонт. Неонила Георгиевна стремится создать хорошие условия для учебного процесса, отдыха студентов и преподавателей. Приобретаются мебель, оборудование для учебных аудиторий, технические средства обучения.Директор стремится создать наилучшие условия для учебного процесса и отдыха студентов и преподавателей. Ее кредо: эстетика и порядок.

С 2003 года вечернее отделение колледжа возглавила О. Л. Никифорова. В это время очно-заочная форма обучения стала популярной среди работающих лиц, и число студентов специальности «Сестринское дело» достигло 400 человек. Дополнительно по данной форме обучения открываются специальности «Лабораторная диагностика» и «Фармация». В 2009 году заведующей вечерним отделением назначена Н. А. Веретенникова.

В 2004 году в колледже открывается специальность «Стоматология профилактическая», а в 2008 году – специальность «Медицинский массаж» для обучения студентов с ограниченными возможностями по зрению. Это позволило людям с физическим недугом активно социализироваться в обществе, профессионально адаптироваться и просто найти свое место в жизни.

1 марта 2005 года организовано отделение дополнительного образования путем присоединения училища повышения квалификации средних медицинских работников. Учебные заведения объединили все лучшее, что было в их работе, добавив к этому концентрацию информационных, методических и кадровых ресурсов. Сегодня отделение дополнительного образования осуществляет повышение квалификации и переподготовку по всем специальностям и профессиям, регулярно проводит выездные и тематические циклы.

1 июня 2012 г. в состав  колледжа вошла, как структурное подразделение, Краевая научная медицинская библиотека. Это крупнейшая отраслевая библиотека с фондом более 142 тысяч экземпляров, обслуживающая более 5 тысяч читателей. Читателями являются медики-практики, преподаватели, ученые, организаторы здравоохранения, студенты вузов Читы, учащиеся колледжа. Библиотечно-информационное обеспечение практического здравоохранения и образовательного процесса является одной из основных задач библиотеки. Много внимания уделяется краеведческой работе. Музей истории здравоохранения Забайкальского края – один из отделов библиотеки. Гордость библиотеки ее ветераны – отличник здравоохранения А.Д.Пчицкая (зав.библиотекой в 1945-1974), В.В.Якимова, Т.И.Харченко,Т.Д.Коршунова (зав.библиотекой в 1974-2002) награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени,  20 лет проработала библиограф-краевед, Почетный гражданин г.Читы Р.И.Цуприк. Сегодня работают Л.В.Шабанова, Н.В.Попека, И.Л.Плотникова, А.Г.Терентьева, заслуженный работник культуры Забайкальского края Г.И.Погодаева  и др. Зав. библиотекой  Н.А.Бурдиян.

Сегодня колледж обучает более 1500 студентов базового и углубленного уровня образования по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Сестринское дело», «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Медицинский массаж».

За все эти годы учебное заведение выпустило более 30 тысяч специалистов, которые трудятся на фельдшерско-акушерских пунктах, в медицинских организациях, участковых больницах и поликлиниках, аптеках и лабораториях, в организациях санитарно-эпидемиологической службы Забайкальского края, других регионах и странах.

Многие выпускники, продолжили учебу в медицинских институтах, работают врачами, занимаются научной работой. Стали профессорами Юрий Прокопьевич Губов, Петр Васильевич Любишкин, Елизавета Павловна Четвертакова. Можно назвать десятки кандидатов медицинских наук, среди них Л. С. Молодцова, P. M. Понятова, и другие.

Наши выпускники, которые вернулись в родные стены, стали отличными преподавателями: С. С. Богомолова, И. В. Бурлака, Р. Р. Грешилова, Г. И. Гудков, Л. А. Забродина, Е. Л. Ильина, О. И. Коновалова, Е. А. Лапина, Н. В. Мальцева, Е. М. Масюкова, Е. В. Овчинникова, О. И. Печак, Л. В. Рыхлова, Л. В. Савушкина, Л. Ж. Семёнова, Т. И. Смолякова, В. А. Труханов, Т. А. Яковлева.

Хотелось бы отметить и наших ветеранов:

А. Г. Албитову, В. Ф. Антонову, Г. А. Бакееву, Н. Н. Ващенко, Н. Н. Горбунову, С. Б. Григорьеву, В. Н. Двинину, И. И. Дубинникову, Л. В. Лежанкину, Н. А. Лиханову, З. Ф. Сергееву, Е. Е. Филиппову, Л. В. Рыхлову, Л. Э. Филиппенко, Л. Д. Хомякову В. Ф. Хохрякову, М. З. Яковенко, и других.

В колледже сложился высопрофессиональный педагогический коллектив, в котором работают кандидаты наук, соискатели ученой степени, 60 процентов преподавателей име­ют высшую квалификационную категорию, 25 процентов – звания и награды: «Почетный работник СПО РФ», «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный работник здравоохранения Читинской области», медаль «За заслуги перед Отечеством IIстепени», знак «Отличник здравоохранения Читинской области», орден «Знак почета», «Ветеран труда». Активно и плодотворно трудятся многие преподаватели: О. В. Бакуленко, С. В. Бурдинская, Н. А. Веретенникова, О. М. Гончарова, Г. А. Горячева, Р. Р. Грешилова, Н. Ф. Гудкова. Н. Я. Запольская, И. И. Комогорцева, Г. З. Лиханова, Е. М. Масюкова, М. В. Пожидаева, Е. А. Рындина, Н. Б. Трикиша, В. А. Труханов, Т. А. Яковлева, и другие.

Сочетание высокого уровня профессионального мастерства и опыта дает возможность колледжу развиваться как инновационному образовательному учреждению.

Педагогическим коллективом разработана перспективная программа развития, приоритетами которой являются — разработка и внедрение информационно-образовательной системы, направленной на обеспечение требований ФГОС; повышение результативности Системы менеджмента качества; развитие научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов; совершенствование здоровьесберегающего образовательного пространства.

Большое внимание в колледже уделяется внедрению инновационных методов, основанных на использовании передовых информационных и коммуникативных технологий, по следующим направлениям:

совершенствование методического обеспечения учебного процесса, развитие мультимедийных технологий обучения;

программно-техническое обеспечение учебного процесса с использованием современных технологий обучения;

повышение квалификации преподавателей в области разработки современного учебно-методического обеспечения и использования новых технологий обучения.

Инновационные методы работы в колледже реализуются в том числе и при формировании современной среды тестирования. С этой целью была приобретена и установлена в нескольких аудиториях тестовая оболочка «М-тест»; проведено обучение преподавателей. Сегодня преподавателями разработаны Банки тестовых заданий по основным дисциплинам; создаются электронные пособия. Активно работают в этом направлении Н. Н. Буянова, Е. В. Брусенская, Р. З. Васильева, С. В. Воложанина, Л. А. Забродина, С. И. Максимов, Т. Е. Пичуева и другие. Преподаватели и студенты имеют свободный доступ к сетевым ресурсам Интернет с использованием технических средств компьютерного кабинета. Методист по информационным технологиям О. А. Кливенкова, преподаватели информатики С. К. Дашиева и Н. И. Ларионова в рамках Школы профессионального мастерства активно обучают преподавателей информационно-компьютерным технологиям и разработке электронных учебников в системе «М-тест».

С целью создания условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией всех участников образовательного процесса в колледже постоянно актуализируется сайт и работает локальная сеть; с 2010 года действует медиатека, она представляет собой общедоступную папку на внутреннем сервере. Медиатека состоит из разделов: нормативно-правовая документация, ОПОП, ППССЗ, учебно-методическое обеспечение, методический совет, воспитательная деятельность, дополнительная методическая информация, СМК, ШПМ, повышение квалификации, аттестация, периодика методкабинета.

Для реализации направлений работы колледжа определена методическая тема – «Компетентностный подход как фактор повышения качества образования», которая разрабатывается с 2009 года. Результатом этой работы является организация и проведение ежегодных межрегиональных научно-практических конференций преподавателей и выпуск сборника по материалам конференции.

Методическое обеспечение учебного процесса постоянно совершенствуется и обновляется, накоплен богатый опыт применения активных методов обучения (деловые игры, интегрированные уроки, уроки-конференции, КВН, учебно-исследовательские конференции и др.). Для обеспечения занятий широко используются технические средства обучения (компьютерное и мультимедийное оборудование, интерактивная доска). Преподавателями колледжа создаются методические пособия, методические рекомендации, сборники инструкций выполнения манипуляций. В этом направлении активно работают О. В. Бакшеева, Н. В. Безклепная, О. П. Бороева, Н. Н. Буянова, Р. Р. Грешилова, Е. С. Елизова, О. С. Забелина. И. И. Комогорцева, Е. А. Лапина, О. Л. Никифорова, О. П. Никулина, Е. В. Рыжих, Л. Ж. Семёнова, Г. И. Тукмачёва, Л. П. Филиппова, Е. Н. Хохрякова, Т. А. Яковлева. Успешно внедряют передовые педагогические технологии преподаватели Е. В. Брусенская, Н. И. Ларионова, Е. М. Папук, Е.А. Рындина, Н.Л. Черепанова, М.А. Пащенко.

В колледже эффективно работает Школа профессионального мастерства. Занятия ШПМ проводятся методом «малых групп» в рамках изучения и практического применения интерактивных технологий. Темы занятий разнообразны – это и «Роль активных и интерактивных технологий обучения в реализации компетентностного подхода», «Использование проектной методики в воспитательном процессе студентов колледжа», «Основы целеполагания», «Тест – как инструмент измерения дидактического процесса» и многие другие. Для преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Забайкальского края на базе колледжа работает Школа молодого преподавателя. Под руководством заместителя директора по организационно-методической работе О. Л. Никифоровой, в школе профессионального мастерства и школе молодого педагога занятия проводят методисты Н. М. Федотова, Т. В. Макушева, а также ведущие преподаватели – О. П. Казанкова, О. П. Никулина, Л. Ж. Семенова, Е. Н. Хохрякова,

Сегодня колледж располагается в шести корпусах. За 85 лет создана прочная материально-техническая база – это хорошо оборудованные аудитории для лекционных и практических занятий, оснащенные презентационно-демонстрационными средствами, компьютерные классы, спортивный зал, теннисный и тренажерные залы, столовые, актовые залы, библиотека с читальным залом, общежитие.

В процессе обучения студенты: получают знания в области здоровья человека, приобретают навыки профессионального владения медицинскими манипуляциями, овладевают секретами общения с пациентами и коллегами, осваивают мир Интернета, получают навыки проектирования учебно-исследовательской работы. За последние три года выполнено 72 исследовательских работы, большая часть которых проводилась по заявкам лечебных учреждений.

Учебно-исследовательская работа рассматривается как важнейшее условие повышения познавательной активности, самостоятельности студентов и повышения качества подготовки специалистов. Студенты колледжа под руководством опытных и квалифицированных преподавателей участвуют в конференциях, олимпиадах, форумах разного масштабного уровня и всегда завоевывают призовые места. Важную роль в совершенствовании учебно-исследовательской работы студентов играют преподаватели – О. В. Бакуленко, Е. В. Брусенская, С. В. Воложанина, В. К. Горчакова, Н. Ф. Гудкова, Е. С. Елизова, Л. А. Забродина, Е. Н. Хохрякова, Н. Л. Черепанова, О. П. Шеломенцева.

Работа коллектива Читинского медицинского колледжа отмечена наградами. Так, в 2010 году колледж стал лауреатом конкурса «Лучшие колледжи Сибири» в номинации «Надежная репутация». В 2011 году – лауреатом конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации», в 2015 году — лауреатом конкурса «Лучшие колледжи РФ-2015» и лауреатом Национального конкурса «Национальный знак качества», включен в официальный реестр .

В 2009 году в колледже для эффективного обеспечения качества образования, была начата работа по функционированию системы менеджмента качества (СМК). С целью повышения качества образовательного процесса действует Совет по качеству, Школа качества, работает система внутренних аудитов. В октябре 2011 года учреждение получило сертификат на соответствие Системы менеджмента качества колледжа требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001: 2008, а в 2014 году прошли ресертификацию на соответствие требованиям стандарта ГОСТ.

Педагогический коллектив понимает свои проблемы, ищет и находит пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Главная задача колледжа сегодня – это создание инновационного учреждения, способного обеспечить практическое здравоохранение грамотными, конкурен­тоспособными специалистами.

В коллективе колледжа помнят прошлое, реально оценивают настоящее, знают свои цели и уверенно смотрят в будущее.